-ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению ¬сегда под рукой ¬сегда под рукойаналогов нет ^_^ ѕозвол€ет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. ћожно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо

 -÷итатник

Ёкономическа€ сторона терактов - (9)

≈сть и “ј ќ≈ мнение о теракте в ¬олгограде...   “еракт в ¬олгограде: о чем молчат —ћ» ...

Ѕез заголовка - (1)

ƒополнение коллекции бордюров!!!         ...

Ќет –оссии в Ѕудующем - (0)

Ќ≈“ –ќ——»» ¬ Ѕ”ƒ”ў≈ћ “ер. заблуждений 2013.03.19 Ќ≈“ –ќ——»» ¬ Ѕ”ƒ”ў≈ћ “ер. заблуждений 2013.03.19...

Ѕез заголовка - (1)

 ак дискриминируют гомосексуалистов в –оссии и в —Ўј ¬чера блогосферу всколыхнул вот этот ролик, ...

Ѕез заголовка - (0)

ћигрантов назвали главной угрозой дл€ страны –осси€не считают самой реальной угрозой дл€ –ос...

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии  рым
 рым
16:24 07.12.2011
‘отографий: 5

 -¬сегда под рукой

 -я - фотограф

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в maxim1948

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) eau_de_source

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 15.03.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 18269


 ак по€вились синагоги?

¬торник, 14 јвгуста 2018 г. 14:40 + в цитатник


 









ѕервые синагоги по€вились в »ерусалиме еще в ту пору, когда сто€л во всем своем великолепии ¬торой ’рам.  акую роль они играли?  онкурировали с ’рамом или, отвеча€ росту духовных потребностей народа, были местом жертвоприношений?



—окрытое во тьме веков

Ќа территории »зраил€ были обнаружены более ста древних синагог, строившихс€ с начала ’асмонейского периода (конца II века до н. э.) и вплоть до ¬изантийской эпохи (VII века н. э.). Ѕольша€ часть построена уже после разрушени€ ¬торого ’рама (70 г. н. э.). ћногочисленные упоминани€ в раввинистической литературе периода ћишны и “алмуда свидетельствуют о том, что к этому времени синагога, молитвы в которой заменили храмовые жертвоприношени€, стала важнейшим институтом еврейской жизни, вз€вшим на себ€ часть функций разрушенного ’рама. ¬месте с тем, некоторые синагоги по€вились еще тогда, когда ’рам был. «ачем они были нужны? √де они по€вились раньше — в »зраиле или за его пределами?



”вы, возникновение синагог скрыто от нас во тьме веков. ќдни исследователи датируют это событие периодом ѕервого ’рама, другие относ€т его к периоду ¬торого ’рама — началу эллинистической эпохи, или даже к ее середине, а именно — ко времени правлени€ ’асмонейской династии. »звестный израильский археолог, профессор »сраэль Ћевин в своем обширном исследовании древних синагог утверждает, что этот институт стал формироватьс€ лишь в эллинистическую эпоху, при этом, он предлагает рассматривать «городские ворота», многократно упом€нутые в “анахе и относ€щиес€ к периоду ѕервого ’рама как институт, непосредственно предшествующий синагоге.



Ќо даже если врем€ возникновени€ первых синагог неизвестно, мы обладаем достаточным количеством свидетельств, как в раввинистической литературе, так и среди археологических находок, подтверждающих центральное место этого института в повседневной жизни еврейской общины, начина€ с периода правлени€ ’асмонеев и вплоть до разрушени€ ¬торого ’рама, и в »зраиле, и за его пределами.



—амым древним из подобных свидетельств €вл€етс€ написанное на греческом €зыке посв€щение, которое было найдено в ≈гипте и относитс€ к периоду правлени€ ѕтолемейской династии (III век до н. э.). ¬ нем сообщаетс€, что евреи посв€щают «дом молитв» (προσευχ) царю ѕтолемею, его жене Ѕеренике и их дет€м. ѕравда, строений такого рода в ≈гипте обнаружено пока не было, об этом есть лишь письменные свидетельства – надписи и папирусы, где упоминаютс€ синагоги или «дома молитв».



—инагога как место дл€ философских дискуссий

¬ажно подчеркнуть, что, исследу€ роль синагог в период существовани€ ’рама, следует с особой осторожностью относитьс€ к поздним источникам, способным ввести в заблуждение своими описани€ми действительности более ранних эпох.  ак уже было сказано, синагоги множество раз упоминаютс€ в раввинистической литературе, но, как правило, там отражены представлени€, характерные дл€ периода после разрушени€ ’рама, вовсе не об€зательно соответствующие тем, что были до этого.



ќбнаруженна€ в ≈гипте надпись свидетельствует о существовании синагог уже в III веке до н. э., однако не дает представлени€ ни о значении, ни о роли синагоги. »сторическими же источниками, упоминающими институт синагоги, существовавший до разрушени€ ¬торого ’рама, €вл€ютс€ относ€щиес€ уже к I веку книги »осифа ‘лави€, ‘илона јлександрийского, а также – Ќовый «авет. »з них €сно следует, что синагоги служили прежде всего дл€ чтени€ и изучени€ “оры.



“ак, ‘илон јлександрийский пишет в своей книге «ќ жизни ћоше»: «ѕоскольку это было неизменным обычаем, желательным и в другие дни, но в особенности на седьмой день, как € уже объ€сн€л, обсуждать вопросы философии; учитель начинал объ€снение, обуча€ остальных тому, что они должны делать и говорить, народ же слушал, жела€ умножить свою добродетель и стать лучше как в своих нравах, так и в жизни, исход€ из этого обыча€, евреи и по сей день ведут философские дискуссии на седьмой день, обсужда€ философию своих отцов и посв€ща€ этот день изучению знаний и природы; ибо, что есть их молитвенные дома в разных городах, если не школы воспитани€ мудрости, мужества, сдержанности, справедливости, благочести€, св€тости и вс€кой иной добродетели, которые составл€ют, обрета€ надлежащее место, наши об€занности в отношении как к божественному, так и к люд€м?»



—хожее описание приводит »осиф ‘лавий в книге «ѕротив јпиона». » хот€ он, как и ‘илон, не упоминает конкретного названи€ места, в котором происходит собрание, оно вполне соответствует синагоге: «ќн (ћоше) даже не оставил возможности оправдатьс€ неведением, поскольку сделал знание законов (“оры) самым важным и непременным условием воспитани€, повелев слушать чтение (“оры) не раз, не два и даже не несколько раз, но каждую неделю, прекраща€ вс€кую работу в седьмой день и собира€сь дл€ чтени€ законов и подробного их изучени€, чем, насколько мне известно, другие законодатели совершенно пренебрегли».



“аким образом, во времена существовани€ ’рама синагога отнюдь не служила его альтернативой, €вл€€сь местом собраний, на которых изучали и читали “ору, иными словами, вовсе не была подобна жертвенникам в период ѕервого ’рама. ’от€ в «»удейских древност€х» »осиф ‘лавий отмечает, что в синагоге города —ардиса, расположенного в ћалой јзии, евре€м разрешалось приносить жертвы. »звестно, что во II веке до н. э. в египетском √елиополисе в храме ’онио (ќниаса) совершались жертвоприношени€. Ќеизвестно, действительно ли что-то подобное тому, о чем сообщает ‘лавий, происходило в —ардисе. “ак или иначе, речь идет об одном единственном упоминании, и никаких других источников, указывающих на то, что в синагогах приносились жертвы, нам сегодн€ не известно.



ќписание синагоги как места, служащего дл€ изучени€ и чтени€ “оры, обнаруживаетс€ и в Ќовом «авете. ≈шуа (»исус), живший, как известно, до разрушени€ ’рама, начинает свою проповедническую де€тельность в √алилее после ареста »оанна  рестител€. ќн обходит синагоги в Ќазарете,  фар Ќахуме ( апернауме) и других местах √алилеи. ѕри этом, проповеду€ свое учение, он читает “ору и пророков, как правило, по субботам. Ќаконец, еще одним свидетельством роли синагог в период ¬торого ’рама €вл€етс€ найденна€ французским археологом –аймоном ¬ейлем в √раде ƒавидовом (в »ерусалиме) в 1913 году «надпись “еодотуса» – каменна€ плита с высеченным на ней текстом на греческом €зыке следующего содержани€:



«“еодотус, сын ¬етенуса, св€щенник и глава синагоги, сын главы синагоги, внук главы синагоги, построил эту синагогу дл€ чтени€ “оры и изучени€ заповедей, а также посто€лый двор, комнаты и резервуары с водой дл€ пристанища нуждающимс€ из чужих краев. ќсновали же ее его отцы, старейшины и —имонидас».



“аким образом, эта надпись, датируема€ I веком, упоминает человека по имени “еодотус, €вл€ющегос€ уже в третьем поколении главой синагоги. »з надписи также следует, что нар€ду с чтением “оры и изучением заповедей синагога предназначалась также дл€ обеспечени€ «пристанища нуждающимс€ из чужих краев», то есть приход€щих в »ерусалим паломников. —ама надпись и другие каменные обломки, как видно, относ€щиес€ к зданию, были найдены в водосборной €ме. ясно, что их сбросили туда, но как видно, принесли из расположенного неподалеку места. ƒругими словами, синагога располагалась где-то поблизости. “аким образом, эта найденна€ в »ерусалиме и относ€ща€с€ к периоду существовани€ ’рама надпись приобретает особенное значение, показыва€, что синагоги в то врем€ были даже в »ерусалиме, причем в непосредственной близости от ’рама. —тоит заметить, что надпись “еодотуса, помимо этого, стала также первым из найденных археологических свидетельств, подтверждающих, что синагоги в период ¬торого ’рама были, хот€ само строение и не сохранилось.



¬се упом€нутые до сих пор источники были написаны на греческом €зыке, и дл€ обозначени€ пон€ти€ в них использовались либо слово συναγωγ – «синагога» (что на греческом буквально означает «собрание»), либо слово προσευχ – «дом молитв». ¬ то врем€ как первое из слов не указывает на характер де€тельности, ведущейс€ в здании, а лишь на то, что речь идет о собрании, второе €сно свидетельствует об использовании строени€ дл€ молитв. ¬ то же врем€, во всех этих источниках нет ни малейшего указани€ на то, какой была молитва в синагогах во времена ’рама, хот€ очевидно, что она отличалась от сложившейс€ уже после его разрушени€.



‘илон јлександрийский использует термин «дом молитв», в то врем€ как »осиф ‘лавий, за исключением одного случа€, а также Ќовый «авет — «синагогу». Ќе исключено, что это указывает на разницу между синагогами в »зраиле и в диаспоре. ћожно предположить также, что разные названи€ отражают различи€ в проводившейс€ там де€тельности. ѕохоже, что до разрушени€ ’рама молитва играла более важную роль в синагогах за пределами »зраил€.



“аким образом, синагоги в эпоху ¬торого ’рама в большей мере предназначались дл€ изучени€ “оры, чтени€ “оры и молитв. ѕри этом, как становитс€ €сно из исторических источников, параллельно там велась и друга€ общественна€ де€тельность: сбор пожертвований, заседани€ суда и политические собрани€, кроме того, там же мог быть обеспечен и приют дл€ паломников.



ћногочисленные упоминани€ синагог или домов молитвы в источниках, относ€щихс€ к I веку н. э., свидетельствуют о том, что к концу периода ¬торого ’рама синагоги зан€ли центральное место в национальной жизни, став неотъемлемым атрибутом еврейской общины в городах и поселках, в »зраиле и за его пределами.



ћасада, »родион и √амла

ќдно из самых древних строений, идентифицируемых учеными как синагога, находитс€ как раз за пределами »зраил€ – на крошечном острове ƒелос в Ёгейском море, осв€щенном древними греками, считавшими его местом рождени€ јполлона и јртемиды. —инагога датируетс€ I веком до н. э. и по своему строению значительно отличаетс€ от синагог, найденных в »зраиле. «дание было идентифицировано как синагога французским археологом јндре ѕлассаром, обнаружившим его в 1912 году, на основании надписей, посв€щенных «“еосу √ипсистосу» (Ѕ-гу ¬севышнему). ¬месте с тем, позднее некоторые исследователи оспорили версию ѕлассара, и сегодн€ мнени€ по поводу того, считать ли здание синагогой, расход€тс€.



“ак или иначе, сегодн€ нам известно о шести строени€х в »зраиле, которые прин€то считать синагогами периода ¬торого ’рама. ѕомимо этого, есть еще р€д строений, по поводу которых идут споры. ѕервое из зданий, идентифицированных как синагоги, было обнаружено археологом (и вторым начальником √енштаба израильской армии) »гаэлем ядином в ћасаде в 1963 году. ѕо мнению известного израильского археолога Ёхуда Ќецера, эта синагога не была частью дворцового комплекса, воздвигнутого в крепости дл€ цар€ »рода, но была построена сикари€ми, захватившими ћасаду в ходе восстани€ против римл€н (ѕервой иудейской войны).



ѕовстанцы использовали уже существующее строение, изменив его внутреннюю структуру. —инагога в ћасаде представл€ет собой пр€моугольное строение размером 10,5 на 12,5 метра, к северо-западному углу которого была пристроена дополнительна€ комната размерами 3,6 на 5,5 метра. ѕо центру здани€ проход€т два р€да колонн, а вдоль стен четырьм€ ступен€ми прот€нулись р€ды каменных скамей, покрытых белой штукатуркой.



 ак стало €сно, что это строение служило синагогой? ѕрежде всего очевидно, что речь идет о здании, предназначавшемс€ дл€ проведени€ собраний: об этом свидетельствуют ступенчатые р€ды скамей, установленные вдоль стен.  роме того, на полу был обнаружен остракон (черепок глин€ного сосуда) с надписью «маасеркоэн» («дес€тина коэна»), во внутренней же комнате, в €мах, вырытых в полу, были найдены отрывки из свитков книг “анаха «ƒварим» и «…ехезкель». Ёта находка позволила предположить, что комната служила местом хранени€ или генизой (местом захоронени€) св€щенных свитков.



¬ 1963 году италь€нский археолог и монах францисканец п-р ¬иргилио  орбо обнаружил синагогу в »родионе, расположенном на территории, котора€ в тот момент была оккупирована »орданией. ¬скоре вы€снилось, что с архитектурной точки зрени€ это здание напоминает синагогу в ћасаде. ¬ »родионе, как и в ћасаде, царь »род воздвиг в свое врем€ дворец, защищенный крепостью. ¬ ходе ѕервой иудейской войны комплекс тоже был захвачен повстанцами, приспособившими наход€щиес€ там строени€ дл€ своих нужд. —инагога была оборудована в гостином зале дворца, крышу которого поддерживали два р€да колонн. ¬доль трех из его стен повстанцы соорудили каменные скамьи, использовав дл€ этого кладку, вз€тую из других частей дворцового комплекса.



—инагога в √амле на √оланских высотах была обнаружена израильским археологом Ўмарь€гу √утманом в 1976 году, в первом же сезоне начавшихс€ там раскопок. —инагога была построена на восточной окраине города, вблизи от городских стен еще в I веке до н. э., то есть раньше, чем синагоги в ћасаде и в »родионе, возникшие незадолго до разрушени€ ’рама. ќна была также значительно больше и красивее их обеих.



«ал синагоги в √амле размерами 25,5 на 17 метров, имел пр€моугольную форму. „етыре р€да колонн внутри здани€ поддерживали его крышу и раздел€ли внутреннее помещение на центральную часть и окружающие ее галереи-портики. ¬доль всех четырех стен были сооружены каменные скамьи. »скусно обработанные колонны по углам центрального зала имели особенное сечение в виде «символа сердца». —инагога в √амле включала целый комплекс помещений, в том числе ритуальный бассейн (микву).



ƒействительно ли это синагоги?

—троени€, найденные в ћасаде и »родионе, отличаютс€ от того, что было обнаружено в √амле. “ем не менее все три имеют общие черты: зал, крышу на колоннах, скамьи, расположенные по периметру стен. Ѕезусловно, речь идет об общественных здани€х, служивших местом собраний. ќднако нар€ду с этим очевидным свидетельством ни одной находки, однозначно подтверждающей то, что в здани€х молились или читали “ору, – например, ковчега дл€ свитков “оры или помоста, с которого читают “ору, так и не было найдено. Ќе были обнаружены там и надписи – мозаичные или вырезанные на камне. Ќе были найдены элементы орнамента или символы, имеющие религиозное значение, такие как менора, ковчег дл€ свитков “оры, четыре вида растений (необходимых дл€ исполнени€ заповедей праздника —уккот), шофар (рог) или «махате» – совок дл€ углей, использовавшийс€ в храмовых ритуалах, – подобные тем, что украшали синагоги, построенные уже после разрушени€ ’рама.



»дентификаци€ строени€ в ћасаде как синагоги, сделанна€ на основании найденных там свитков и остраконов, была вполне логичной. ¬ то же врем€ в отношении двух других зданий вывод был сделан лишь на том основании, что они походили на синагогу в ћасаде. ƒостаточно ли этого, чтобы решить, что в √амле и в »родионе также были обнаружены синагоги?



ƒополнительным доводом в пользу такого предположени€ стало обнаружение еще двух строений в ходе археологических раскопок древних поселений в конце XX века. ќдно из них, ’ирбет Ѕад-»са, было открыто в городе ћодиин-»лит ( ирь€т-—ефер), другое, ’урват ”м эль-”мдан – неподалеку, в городе ћодиине. ќба места были идентифицированы как еврейские поселени€, во-первых, благодар€ найденным там ритуальным бассейнам (миквам), внутри которых была обнаружена каменна€ посуда, свидетельствующа€ о тщательном соблюдении алахических законов о чистоте и скверне, а во-вторых – на основании захоронений, характерных именно дл€ еврейской традиции того периода.



—инагога в ’ирбет Ѕад-»са была обнаружена в 1995 году археологом »цхаком ћагеном, в ходе спасательных археологических раскопок, проводимых перед началом строительства города ћодиин-»лит. ќбнаруженное там еврейское поселение существовало начина€ с эллинистического периода, вплоть до восстани€ Ѕар- охбы. —инагога была построена в I веке до н. э. и занимала площадь 9,6 квадратных метра. ≈е фасад был обращен на север и выложен хорошо оттесанными камн€ми. ¬доль трех стен строени€ прот€нулась ступень, облицованна€ каменными плитами, служивша€ скамьей. ѕлоска€ дерев€нна€ крыша, веро€тно, лежала на арках, опиравшихс€ на два р€да колонн с дорическими капител€ми, расположенных вдоль северной и южной стен. ќбнаруженный археологами кусочек окрашенной в красный цвет штукатурки указывает на веро€тность того, что стены, а возможно, и колонны, были украшены фресками.



—инагога в ’урват ”м эль-”мдане, расположенна€ всего в семи километрах от ’ирбет Ѕад-»сы, была открыта ”правлением древностей в 2000 году, также во врем€ спасательных археологических раскопок, проводившихс€ перед началом прокладки шоссе. «десь был обнаружен поселок, возникший в конце III или начале II века до н. э. и тоже просуществовавший вплоть до восстани€ Ѕар- охбы. ¬ западной части руин было обнаружено общественное здание, идентифицированное как синагога, которую, по мнению археологов, трижды перестраивали.



ѕоследний и лучше всего фиксируемый этап истории этого здани€ относитс€ к раннему –имскому периоду – времени правлени€ цар€ »рода. ¬ том виде, который здание приобрело в то врем€, суд€ по всему, оно сохран€лось с небольшими изменени€ми до самого восстани€ Ѕар- охбы. Ќиже обнаружены остатки более ранних зданий. ¬о-первых, это строение ’асмонейского периода, датируемое концом II или началом I века до н. э., похожее по своему устройству на здание –имского периода и, как видно, также служившее синагогой. ¬о-вторых, еще глубже обнаружили строение поменьше, относ€щеес€ к концу III или началу II века до н. э.



—троение ’асмонейского периода имело пр€моугольную форму, размеры 11 на 6,5 метра и большой двор вокруг. ¬ход в зал был со двора и располагалс€ в середине восточной стены. ¬ажнейшей из обнаруженных в этом зале деталей был р€д скамей, прот€нувшихс€ вдоль трех стен. —ами стены были украшены росписью, выполненной в технике «а секко» (по сухой штукатурке), о чем свидетельствуют многочисленные кусочки штукатурки, окрашенной в различные оттенки красного, желтого и белого цветов, обнаруженные в культурном слое, обрушенном на пол зала. ¬о времена цар€ »рода зал был расширен на восток и разделен двум€ р€дами колонн, от которых сохранились лишь основани€, а скамьи поставили вдоль всех стен. ¬ этот же период во дворе синагоги была обустроена миква.



«дани€, раскопанные в ’ирбет Ѕад-»се и ’урват ”м эль-”мдане, схожи по своему строению с теми, что были обнаружены в ћасаде, »родионе и √амле. — одной стороны, последние находки не подтверждают идентификацию всех п€ти строений как синагог. ¬едь и в двух последних не было обнаружено никаких €вных свидетельств их предназначени€. Ѕолее того, во всех этих строени€х нет никаких архитектурных признаков, указывающих на ориентацию в сторону »ерусалима, обнаруживаемую в большинстве синагог, построенных после разрушени€ ’рама. “ем не менее похоже, что два открытых последними строени€ все же позвол€ют с большей уверенностью считать все п€ть объектов синагогами.



–ечь, без сомнени€ идет об общественных здани€х, где происходили собрани€. ѕри этом в Ѕад-»се и ”м эль-”мдане собирались р€довые граждане, а не повстанцы, как в ћасаде или в »родионе.  ак мы уже видели, в источниках упоминаютс€ дома собраний (синагоги) или дома молитв в городах и деревн€х »зраил€ и за его пределами. ќбнаруженные здани€ вполне подход€т дл€ описанной в этих источниках де€тельности. ѕри этом свидетельств о каких-либо других общественных здани€х у нас нет. “аким образом, с большой долей веро€тности мы можем предположить, что обнаруженные здани€ и есть «дома собраний» и «дома молитв», то есть — синагоги, служившие дл€ изучени€ и чтени€ “оры, а также дл€ молитв. Ќе кажетс€ особенно проблематичной и ориентаци€ зданий, поскольку, согласно источникам, основной де€тельностью синагог поначалу было изучение и чтение “оры, и лишь позднее молитва стала играть в них главную роль.



ћенора на берегу  инерета

Ќаконец, в 2009 году в поселке ћигдаль на берегу озера  инерет, в ходе спасательных археологических раскопок перед началом строительства гостиницы было обнаружено еще одно строение, идентифицированное как синагога. «дание состо€ло из трех расположенных одно за другим помещений: притвора, ведущего в зал, самого зала и еще одной маленькой комнаты, в которую можно было из него попасть. ѕохоже, что вход, следов которого найдено не было, располагалс€ в западной стене притвора. «ал был со всех четырех сторон окружен приподн€той поверхностью, по периметру которой, как и по периметру самого зала, располагались каменные скамьи. ¬ восточной части приподн€той над залом поверхности был обнаружен мозаичный пол с изображением цветка розы в обрамлении меандра (ортогонального орнамента), характерного дл€ мозаичных полов, найденных при раскопках домов в ¬ерхнем »ерусалиме того же периода. —тены и колонны здани€ были украшены цветными фресками. ѕо мнению археологов, синагога была построена в I веке до н. э. и разрушена во врем€ ¬еликого восстани€ (ѕервой иудейской войны).



ќсобенность же этой синагоги в том, что именно там впервые удалось обнаружить деталь синагогальной утвари. Ќа полу был найден крупный каменный предмет в виде параллелепипеда, сто€щего на четырех невысоких ножках, с выступами по углам верхней грани, украшенной, как и боковые грани, искусной резьбой. Ќа одной из боковых граней изображена менора с семью лучами, сто€ща€ на пр€моугольном постаменте, в обрамлении двух амфор, расположенных по бокам, а по углам вырезаны колонны. ƒл€ чего именно служил этот объект, пока не €сно. “ем не менее важность его велика. ¬едь это перва€ находка очевидного еврейского символа в строении, идентифицированном как синагога, существовавшем при этом еще до разрушени€ ’рама.



ѕомимо перечисленных выше строений, обнаруженных в »зраиле, которые, веро€тно, €вл€ютс€ синагогами, были обнаружены еще и некоторые руины зданий, построенных до разрушени€ ’рама, возможно, также служивших синагогами. ќдно из них – это «синагога в »ерихоне», напоминающа€ синагогу в √амле. Ёто строение, расположенное на севере города, на краю руин зимнего дворца ’асмонеев, было идентифицировано как синагога Ёхудом Ќецером. ќно также состоит из нескольких помещений, включа€, в том числе, и микву.



јнтичный дом культуры

¬о всех упом€нутых здесь синагогах, за исключением той, что была найдена в ћигдале, среди внутренних помещений или поблизости от здани€ были обнаружены миквы. “о, что в ћигдале миквы найдено не было, легко объ€сн€етс€ близостью поселка к озеру  инерет. »ными словами, миква – характерна€ деталь, объедин€юща€ синагоги эпохи ¬торого ’рама. ѕри этом возле синагог, построенных после разрушени€ ’рама, миквы строились лишь иногда. ¬ чем причина подобного изменени€? »зраильский археолог, профессор –они –айх предполагает, что первоначально в синагогах устраивались праздничные ритуальные трапезы, и не исключено, что их проведение требовало от участников той или иной степени ритуального очищени€. ¬ свою очередь, его коллега, доктор …онатан јдлер, считает, что миквы предназначались дл€ ритуального очищени€ мужчин после сем€извержени€ («баалейкри») – в соответствии с установлением, существовавшим в период ¬торого ’рама (¬авилонский “алмуд, Ѕава  ама, 82) и отмененным впоследствии амора€ми (отчего возле более поздних синагог миквы уже не устраивали). ƒругое возможное объ€снение строительства микв возле синагог в период ¬торого ’рама св€зано с тем, что они могли служить дл€ ритуальных омовений, как это было прин€то в ’раме.   слову, это омовение не означало очищени€, поскольку согласно ћишне (трактат «…ома»), даже ритуально чистый человек должен был пройти через омовение перед тем, как подниматьс€ в ’рам: «Ќи один человек не входит в ’рамовый двор дл€ служени€ – даже чистый – пока не окунетс€» («…ома», 3:3).



“ак все же, когда впервые по€вились синагоги и почему? ƒо тех пор, пока не будет обнаружено новых находок, нам придетс€ опиратьс€ на существующие сегодн€ археологические данные. »з них же следует, что самое древнее свидетельство существовани€ синагог относитс€ к III веку до н. э., иначе говор€, институт синагоги формировалс€ на прот€жении периода ¬торого ’рама.  ак в »зраиле, так и за его пределами, синагога стала €вным признаком наличи€ еврейской общины, игра€ в ней все более важную роль. »сточники I века указывают на то, что литургическа€ де€тельность в синагогах включала чтение и изучение “оры, а параллельно с ней кипела и активна€ общественна€ жизнь. —уд€ по всему, до разрушени€ ’рама синагога прежде всего была общественным институтом, своего рода домом культуры, в котором также, а возможно, и главным образом, велась религиозна€ и духовна€ де€тельность. “ак, по крайней мере, можно судить и по самому смыслу слова – «дом собраний». ¬ то же врем€, пока существовал ’рам, скорее всего, в »зраиле синагога была в гораздо меньшей степени местом проведени€ молитв, поскольку термин «дом молитв» использовалс€ преимущественно за пределами страны.



“ак или иначе, наличие синагог ни в коей мере не умал€ло значени€ ’рама, с которым они не конкурировали. ’рам оставалс€ важнейшим религиозным, и в немалой мере политическим центром страны. ¬ синагогах же кипела общественна€ жизнь отдельных поселений, и они были социальным, культурным, духовным и религиозным центром каждого из них.

–убрики:  »сторические факты
¬опросы религии
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку